№ 4 ПОИСК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ или С РАСПРОСТЕРТЫМИ ОБЪЯТИЯМИ

Дорогие друзья!

Сегодня в рубрике «Путевые заметки акселератора» мы поговорим ещё об одной достаточно важной для стартапов теме – поиске потребителей, а проще говоря, тех замечательных людей, которые просто мечтают приобрести и использовать ваш продукт, услугу или технологию.

Вы находитесь на том этапе, когда определили проблему рынка, сгенерировали идею и даже заручились поддержкой технологического эксперта, что именно Ваша идея данную проблему решает. Сформировали команду и готовы действовать.

Но вот незадача! Инвестор сразу задаст Вам коварный вопрос: «Кому будем всё это продавать, кто наш потребитель, покупатель, заказчик и т.д.».

В сущности, основой задачей любого проекта должна быть ориентация на потребителя. На деле часто бывает так:

Вы создаете идеальный, как Вам кажется, продукт/услугу/технологию. Доказываете инвесторам и экспертам, что большая часть денег Вам как раз и нужна на маркетинг, что Вы заботитесь о продвижение продукта на рынке, вбухиваете огромные деньги в модели продаж и борьбу с конкурентами. Удивляетесь тому, что инвестор не хочет в ваш проект вкладываться. Обижаетесь на инвестора (да у него и денег-то поди нет), на иностранных доноров (да они вообще только избранным и своим дают), на акселератор (да им бы только мою идею заполучить), на экспертов (да что он понимает, теоретик небось),на страну (мол, это она виновата и правительство).

Можете собственные средства вложить в маркетинг. Но увы и ах, Вы, наверняка, понесёте убытки. Интересует, почему?

Просто может оказаться, что уникальная разработка Вашего проекта стоит настолько дорого даже при массовом производстве, что её внедрение более убыточно для потребителя, чем существующая у него проблема.

Либо цена Вашего продукта может оказаться выше рыночной, и он просто не выдержит конкуренции на рынке.

При таком раскладе Ваш продукт не будет пользоваться спросом, а значит Вам будет сложно выйти на окупаемость первоначальных вложений и невозможно получить прибыль.

Были у нас и такие проекты, которые представляли собой достаточно нужный в Украине, но настолько узкопрофильный продукт, что продать его в больших количествах просто невозможно – 15-30 штук на всю страну. И всё! А далее? А деньги в прототип-то вложены? А окупаемость?

У любого коммерческого мероприятия, каким и является стартап, есть три первых стадии: первоначальные вложения, выход на самоокупаемость, окупаемость первоначальных вложений. Инвестор готов к первоначальным вложениям, НО при условии их окупаемости.

Прежде, чем запускать проект, проанализируйте, кому будет предназначен Ваш продукт/услуга/технология. Не забывайте – основная функция проекта – помочь потребителю решить его проблему.

Между ИДЕАЛЬНЫМ и ЖИЗНЕСПОСОБНЫМ, ПОКУПАЕМЫМ продуктом может быть огромная пропасть. Ваш идеальный продукт может получиться очень дорогим, слишком сложным в использовании, слишком затратным в эксплуатации и, возможно, необходимым слишком малому числу людей.

В практике работы акселератора я часто встречаюсь с проблемой, когда инициатору стартапа или проекта вообще только кажется, что его продукт/технология/услуга идеальны. И тут будьте готовы принять критику эксперта. Его задача оградить Вас от убытков и рисков в проекте ещё на старте. А так же помочь четко разобраться, на что конкретно Вам нужны деньги.

Например, на рекламу Ваших молочных продуктов в соцсетях, банерах и среди владельцев магазинов и супермаркетов или всё-таки на молокопровод, который позволит ограничить контакт молока с окружающей средой и бактериями, охладит молоко на пути к молокоприёмной камере, тем самым повысит его качество, увеличит срок хранения и, следовательно, сделает его более привлекательным для небольших магазинов, которые торгуют эко-продуктами и при этом имеют малогабаритные холодильники и экономят электроэнергию.

А вот уже для жизнеспособного продукта, ориентированного на потребителя, стоит задуматься о модели продаж. Об этом читайте в нашей следующей заметке. Если Вы по-прежнему сомневаетесь в своих силах самостоятельно написать проект, мы ждем Вас у нас в Бизнес-акселераторе, а так же на тренинге по управлению проектом, где мы на конкретных кейсах сделаем работу над типичными ошибками и поможем построить бизнес-модель Вашего проекта.

До скорой встречи!