№5 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ИЛИ С БУХТЫ-БАРАХТЫ

Всем известно, что без грамотно составленного финансового плана привлечь инвестиции в проект невозможно!

Очень часто отличная идея не находит поддержки без понимания финансовой составляющей. Инвестор или грантодатель может подумать, если Вы не разбираетесь в финансах хотя бы на базовом уровне, как Вы сможете реализовывать проект и управлять им?

При отсутствии многолетней финансовой истории для анализа стартапы и их инвесторы (ангелы и венчурные капиталисты) вынуждены прибегать к более творческим способам оценки. В двух словах процесс сводится к количественной оценке базового финансового критерия: «соотношения риска и доходности».

Инвестору как минимум необходимо предоставить плановый бюджет доходов и расходов проекта (P & L), плановый отчет о движении денежных средств (cashflow), план капитальных затрат. При том в статью расходов не нужно вкладывать весь свой жизненный цикл на время реализации проекта, ведь где-то Вы жили до проекта, на чем-то ездили на работу, на каких-то компьютерах работали, и офис у Вас был. Бытует ошибочное мнение, что бюджет проекта должен быть масштабным, для того чтобы инвестор мог подсократить его, так сказать.

Но и этого мало, перед тем, как подробно изучать проект, инвестор смотрит всего лишь на пару инвестиционных показателей. Если они его не заинтересуют, он даже не будет вникать в детали проекта.

Итак, главные показатели для инвестора на первом этапе знакомства с проектом:

- Необходимая сумма инвестиций (На практике эта цифра во многих входящих в Бизнес-акселератор проектах возникает, можно сказать, с бухты-барахты, часто даже не совпадает в одних и других документах, легко меняется инициатором проекта, при этом создавая имидж ненадёжности команды).

- Внутренняя норма доходности (IRR)

- Индекс доходности инвестиций (PI)

- Return on investment (ROI), % (показатель окупаемости инвестиций)

Только если эти показатели привлекут инвестора, он заинтересуется объемом выручки, чистой прибылью, точкой безубыточности проекта и периодом окупаемости.

Но и это еще не все. Самое главное, что должно быть в любой презентации проекта, и что в 95% случаев инвестор не видит – это ВЫГОДЫ для инвестора. Какие выгоды он получит от инвестирования средств в ваш проект? Какая сумма нужна для вашего проекта и как вы планируете ее привлечь, какой процент доходности готовы обеспечить инвестору и когда вернуть инвестиции. Из практики это самая проблемная часть любой презентации проекта, инициаторы просто не задумываются о ее важности. А вы бы сами инвестировали без ответов на эти вопросы?

Программа акселерации проектов направлена в том числе на помощь участникам в грамотном составлении финансового плана. Регистрируйте свой проект на сайте Фундации, и наша команда финансовых аналитиков поможет Вам.

Как сделать правильную презентацию для инвесторов, на каких критериях проекта акцентировать внимание, читайте в нашей следующей путевой заметке Бизнес-акселератора.